Катахреза – это троп. Сочетание слов, которые друг для друга не предназначены, можно сказать нелепое сочетание. Катахреза разрушает штампы речи, привносит в них новый неожиданный смысл. Это что-то между метафорой, где слова используются в переносном значении («Тоска необъятная жрала его» Н. Гоголь), и оксюмороном, где для сочетания используется слово ровно в противоположном значении («Как я хотел себя уверить, что не люблю её, хотел неизмеримое измерить, любви безбрежной дать предел» М. Лермонтов).
Катахрестическое сознание часто наблюдается у детей, для которых материальный мир это соединение дробных элементов. Как будто они берут наш общий хаос, хватают из него детали и собирают свою словесную лего-конструкцию так, как им кажется естественным, а мы смеёмся, потому что назвать дядю Васю дядей Гитарой, который гитарит, нельзя. А почему собственно нельзя, если дядя Вася – гитарист.
А если мы выросли и теперь понимаем, что детское непреднамеренное сочетание логически не согласованных между собой слов – это речевая ошибка. А что тогда для нас? Может быть, удача? Посмотрите на то, как пишет Платонов, и как меняется то, что мы видим, от его слов. «Горе человека идёт по ходу солнца; вечером оно садится в него, а утром выходит оттуда. Ведь я вечером стыл, а не утром», «Ночное звёздное небо отсасывало с земли последнюю дневную теплоту, начиналось предрассветная тяга воздуха в высоту», «Один человек растёт от дружбы другого, а я расту из одной глины своей души».
А если отойти от тропов и посмотреть на жизнь, линейна ли она, сочетает ли она только первично сочетаемые вещи (первично сочетаемые, конечно, для нас, мы проживаем жизнь только опираясь на своё восприятие). Из одного момента не вытекает следующий момент, а значит, вещи, окружающие нас, и события могут сочетаться необычным для нас образом. Материальный мир – это набор дробных элементов не только для детей, он по своей сути такой. И люди встречаются друг с другом порой странным образом. В своём триптихе мне хотелось показать линию взаимоотношений человека с другим человеком. Я называю это линией, но вы вольны раздробить её и воспринимать каждый этап как самостоятельный, не относящийся к предыдущему и последующему. Нелепое сочетание людей, для чего оно появляется в жизни? Может, для того, чтобы разрушить штампы жизни, привнести в неё новый неожиданный смысл.
Каждая из трёх картин написана на уже существующих картинах, это единственный такой триптих. Новая версия покрывает старую, от которой остаются шрамы.